…-ка, отправляйся работать.
И пошел я работать.Тагил. 1933 г.ЧАСТЬ ВТОРАЯЮНОШЕСТВОВ котлеЯ проснулся от легкого прикосновения руки и тихого ласкового возгласа Павла:- Слесарь, вставай, батюшка, на работу пора! Этот голос неожиданно напомнил мне отца. Будто он снова возле меня, ласковый, добрый, будит меня. Но уже называет не Елыманом, как в детстве, а слесарем и зовет работать.В окно робко заглянул предутренний свет. Во дворе пропел петух, ему отозвался где-то далеко другой, под окном проснулись воробушки.Я оделся и вышел вместе с Павлом. Ласково смотрело утреннее солнце через далекий шихан. На улице важно разгуливали петухи. В разных концах заводского селения играли рожки пастухов. На Лысой горе звонил колокол - «побудку».Я шел на работу, как взрослый, и среди взрослых. Но ясно видел, что я еще малыш и рост мой много ниже плеча брата.В проходной я деловито бросил свою железную бирку в кружку. Мне думалось, что сейчас я встану к верстаку, буду рубить, пилить железо, нарезывать винты. Но меня окрикнул мастер цеха Заякин:- Эй, мальчишка, поди-ка сюда!Не глядя на меня, он направился по цеху, проговорив на ходу:- Иди за мной!Он провел меня не к верстакам, где работали слесаря, а пошел в машинное отделение, где огромная паровая машина крутила маховик с большим шкивом, по которому бегал широкий приводной ремень.Я обрадовался: не хочет ли он меня поставить к машине смазывать, ходить за ней. Но мастер шагал дальше и ввел меня в кочегарку. Там он подозвал смуглого, как цыган, старшего кочегара Верескова и, показав на меня, сказал:- Вот возьми его.И, не взглянув на меня, вышел. Вересков, внимательно рассматривая меня с ног до головы, сказал:- Посиди тут, я сейчас.Я присел в угол на лавочку.Тускло смотрели маленькие запыленные окна кочегарки. От котлов шел запах испарины и торфа. Три батареи паровых котлов, заключенные в кирпичные печи, смотрели тупыми выпуклыми дисками в кочегарку. В водомерных стеклах играла вода, неподвижно стояли стрелки на манометрах. Пар в котлах глухо гудел. Иной раз он шипел протестующе где-то в сумраке, под сводчатым черным потолком здания, а когда шум замолкал, слышен был неясный всплеск вскипающей воды.Закопченные люди, обутые в конопляные лапти, бросали в топки торф, похожий на куски ржаного хлеба. Раскрывались красные пасти топок, схватывали пищу, закрывались и, пережевав на раскаленных зубах, снова раскрывались, ненасытные, жадные.Ко мне подошел Вересков.- Ну-ка, пойдем, - сказал он и направился в угол, где стояла батарея недействующих котлов.Мы поднялись по скрипучей железной лестнице наверх, под самый потолок. Наверху кочегарки воздух был сухой, жаркий. Все было покрыто толстым слоем бурой пыли. Один из котлов был открыт. Из его горла курился жидкий пар. Вересков подвел меня к отверстию.- Вот тебе свечка. Спички у тебя есть?- Нету.- Как же это ты без спичек? Табачишко-то, поди, покуриваешь?- Покуриваю.- Ну, а спичек не взял... Вересков подал мне коробку спичек.- Ты в котел полезешь... Понятно? Пролезешь туда к передней стенке и оттуда выгребешь грязь... Понятно? А ты разденься, а то жарко там, да и тесно. Вот... Валяй. Я приду сейчас. Лезь давай.Вересков ушел. Я снял блузу. На мне была чистенькая, только что выстиранная нижняя рубашка. Мне было жаль ее пачкать. Я сбросил и ее. Потом заглянул в широкое отверстие котла. На меня пахнуло горячей струей пара, как из бани. Сбросив сапоги, я стал спускаться в котел. Он был горячий. Лицо сразу стало мокрое. Зажег сальную свечу. Полуметровой трубой уходил котел вперед в темный провал. Растянувшись червяком, я полез в глубь котла по липкой буроватой грязи, отстоявшейся на дне котла. Дышать было тяжело. Казалось, что этой трубе нет конца. Я подполз к отверстию, соединяющему верхний котел с нижним. Горячее дыхание пара обдало меня из нижнего котла. Было темно. Сверху с заклепок, покрытых слоем накипи, падали горячие капли. Свечка моя таяла в руках и стала скользкой. От упавшей на нее капли она затрещала и чуть не потухла. С меня струился обильный едкий пот. Звуки цеха и машинного отделения стихли, будто меня спустили в недра земли.- Ну, как, залез?- послышался позади меня голос Верескова.- Залез, жарко больно, - говорю я.- Ничего, пар кости не ломит.Я молча, медленно подвигаюсь к передней стенке котла. Она сплошь закидана бурой грязью, но руки мои не достают до нее: поперек котла приклепана железная планка. Я в нерешительности останавливаюсь. Глухо позади меня звучит нетерпеливый голос Верескова:- Ну, чего ты там, долез ли?- Долез, только достать не могу.- Почему?- Да железина приклепана здесь.- А ты залезь под нее, бестолковый.- Тесно.- Знаем, что тесно. Кабы не тесно было, так мы бы сами выгребли.* * *- Жарко.- А ты возись дольше там.Я с трудом пролезаю под перекладину. Плечи, руки, спина, грудь сплошь покрыты липкой горячей грязью. Здесь еще больше жгучих капель, падающих на меня сверху. Глаза мои слепит едкий пот.- Ну, как дела-то?- снова кричит Вересков.- Залез, выгребаю.- А чего это ты будто ревешь?- Душно...Кажется, что тело мое непомерно разбухло и не вмещается в тесном конце котла. Я пробую вылезать, но не могу повернуться: ноги мои подогнуты, голова упирается в верх котла. Плечи, спину нестерпимо жжет, я задыхаюсь. В глазах темнеет, в висках стучит. Свечка выскальзывает из рук и, зашипев, падает в непроглядную тьму...Словно сквозь сон слышу я непонятную возню, придушенные голоса. Пробую открыть глаза, но глаза мои точно закрывает черная дымка.Очнулся я уже в кочегарке на скамейке. Возле меня ходили люди. Вересков прикладывал к моей голове мокрую тряпку. Увидев, что я открыл глаза, он улыбнулся и спросил:- Ну, что? Ничего?Говорить мне не хотелось. Подошел Лемкуль.- Ну, как ты себя чувствуешь? Не нужно было лазить... Кто тебе велел лезть в такую жару?.. Сам виноват.Сдвинув светло-серую фетровую шляпу на затылок, он зашагал в сторону машинного отделения. В дверях его встретил молодой слесарь Афанасий Баженов. Я слышу его возбужденный голос:- Рабочие волнуются... Они требуют мальчишке немедленную помощь и чтобы вы не посылали подростков на такую работу.- А кого мы будем посылать? Здравствуйте - пожалуйста!Они ушли. Возле меня хлопотал Вересков. Я сел на скамейку. Тело мое жгло, будто к нему прикладывали раскаленное железо. На груди у меня большая кровавая ссадина.В кочегарку вошел Женька Люханов - плотный черноглазый мальчик-слесарь.- Ну, что?.. Ничего?.. - спросил он, грустно глядя на меня.- Ничего.- Я тебя достал оттуда... Насилу вытащил... Сам-то чуть не задохся... Ты там скрючился и никак... Я уж тебя за ноги тащил оттуда... Как паренку из корчаги достал. Болит грудь-то?- Болит.- Это тебя крестовиной раскроило. Уй, и жарко там!Вересков шутливо сказал:- Как быть без ссадин. Никто еще не вырос из нашего брата без синяка и без ссадины. Это уж так положено на роду всем нам. Без головы еще наживешься.Я не заметил, как очутился в плотном кольце рабочих.- Издевательство, - кричал кто-то позади.- Надо раз навсегда запретить посылать мальчишек на такую работу!- Заякина - воблу, самого бы послать. Узнал бы кузькину мать.- А кого пошлешь?.. Тебя, что ли? Мальчишке там и то тесно.- Тебя!- Ну, разойдитесь, что вы тут разгалделись? - послышался голос мастера.- Расходись по своим местам.Рабочие уходили, возбужденно размахивая руками. Пошатываясь, я вышел в цех и присел возле Женьки Люханова.Фельдшер так и не пришел. В больницу меня тоже не отправили: не могли найти свободной лошади.Прогудел гудок на обед. Я, разбитый, дошел до дому и свалился на свою постель на сеновале.Под шлюзомЯ крепко подружился с Женькой Люхановым.У нас рядом были тиски и один общий инструментальный ящик. В этом ящике лежали два молотка, пара зубил и один тупой полукруглый напильник.Разумеется, мы хотели иметь столько же инструмента, хорошего, острого, сколько у взрослых слесарей, но мастер нам не разрешал его получить в инструментальной.- Не к чему вам, - говорил он небрежно.Но и этот скудный запас инструмента у нас праздно лежал в ящике. Чаще всего нас посылали подметать в цехе возле верстаков или железным скребком очищать машинные части от грязи. Работали иногда и молотками.Раз послали нас чистить в тех же котлах, где я чуть не «превратился в кусок тушеного мяса». Мы весело долбили молотками, отбивая накипь со стенок котла. Хотя котлы были теперь холодные, но в них было все-таки душно. Зато мы были скрыты от зорких глаз начальства. Я работал в нижнем котле, Женька в верхнем, а сообщались мы с ним через патрубки, соединяющие котлы. В соседних котлах тоже работали ребята. Мы перекликались с Женькой. Нам нравилось, как эхом отдаются в котлах наши голоса.- Олеха!- О-о!- Где ты?- Здесь!- Иди сюда.- Зачем?- Мне веселее.И снова начинали азартно бить молотками по стенкам котла.Иной раз сверху, просунув черную цыганскую голову, Вересков заглядывал к нам в котел и кричал:- Эй, вы, что вы как немилосердно лупите молотками-то? Этим не возьмешь.- А как надо?- Потихоньку.- А ты залезь да покажи.Но Вересков не залезал и не показывал. Он уходил, мы начинали бить потихоньку, но, позабыв инструкцию, снова не менее свирепо начинали бить по железу. Котлы стонали под нашими ударами. Сквозь грохот молотков я слышу, как поет Женька:Вы скажите,Ради бога,Да где железнаяДорога?Я подпеваюсь в такт ударам молотка:Разлучили, эх,Добры люди,Да как малюточкуОт груди.Работая с песнями и прибаутками, мы иногда не слыхали гудка на обеденный перерыв. Пели, долбили, перекликались. А когда вылезали из котлов, в цехе было уже пусто и тихо. Только кое-где у верстаков рабочие, не ходившие домой обедать, пили чай или ели хлеб, запивая молоком из бутылки.В обеденный перерыв мы с Женькой Люхановым ходили купаться к шлюзам плотины. Спустившись в яму возле шлюза, мы раздевались, залезали под шлюз и, нырнув под бревно, выплывали на поверхность реки. Нас забавляло купанье в этом месте. Когда были закрыты все затворы плотины, струя воды лениво падала со шлюза вниз.Мы подплывали под нее и полоскались. Но нам больше нравилось, когда у плотины была открыта часть затворов. Вода в это время шла мощным потоком по шлюзу и с шумом падала с трехметровой высоты, вспенивая реку. Вверх летела водяная пыль, играя на солнце цветами радуги. Мы залезали на шлюз, осторожно подходили к водопаду и ныряли в пенистый водоворот. Нас подхватывало, метало, перевертывало и далеко выбрасывало от шлюзов. Мы с хохотом отплывали в заводь.Кто-то сказал нам, что около шлюзов, куда падает вода, очень глубоко. Мне захотелось измерить глубину этого места. И вот раз теплым июльским днем мы пошли на реку. Плотина была закрыта. Вода тонкой струей стекала со шлюза. Я подплыл к нему и, подняв вверх руки, стал опускаться на дно. Женька остался смотреть, стоя на шлюзе. Дна я достать не мог и вздумал вынырнуть под шлюз, чтобы внезапно показаться в другом месте. Но только я сделал несколько движений, как ударился головой об острый камень. Хотел вынырнуть вверх, но и там голова моя уперлась во что-то твердое, как в потолок. Я ощупал над головой руками, там тоже были какие-то острые камни. Я спешно стал перебираться по камням назад. Открыл глаза. Темно. Кое-как, сдерживая дыхание, я заработал руками обратно. Опять открыл глаза и увидел вверху мутный желтоватый свет. Казалось, что под водой я уже барахтаюсь несколько минут. Было душно, я торопливо пошел вверх, но вдруг застрял в какой-то щели. В спину и в грудь вонзились острые камни. Сделав последнее отчаянное усилие, я повернулся и выплыл.Женька испуганно кричал:- Олешка!Я не мог сразу выговорить слова, наконец выкрикнул:- Здесь я...Сердце мое учащенно колотилось, слышны были его натужные удары.- Где ты был? - кричал Женька.- Я уже хотел бежать по народ... Думал - ты утонул.- Ничего, брат, не утонул, - хвастливо сказал я, подплывая к шлюзу.Я вылез на берег. По груди моей тонкими струйками стекала кровь, смешиваясь с каплями воды. Женька заботливо стал смывать кровь, рассматривая глубокие царапины на спине, на груди. Глаза его сияли неподдельной радостью.- Ох, и перепугался я... Тебя нет и нет... Ну, думаю, пропал Олеша, утонул... Тут ведь козлы спущены.Козлы - это большие слитки чугуна и шлака из застуженной домны. Я видел раз, как такого «козла», весом в несколько тонн, выворотили из разлома домны, собрали всех рабочих завода и потащили канатами на заводский двор. На «козле» тогда стоял бородатый десятник из механического цеха - Семен Зыков. Размахивая руками, охрипшим от натуги голосом он кричал:- Ну-ка, братцы, принимай враз, дружно!Сотни людей, ухватившись за канаты, тянули «козла» на катках. «Козел» покачивался, медленно двигался, а Зыков кричал:- А ну-ка, запой! Запой, братцы!Уж мы Зыкова уважим,По губам его помажем.Эх! Дубинушка, ухнем,Раззеленая, подернем!* * *Каждый день мне приносит все новые и новые впечатления, и кажется, что я крепко врастаю в среду людей и сложных машин, становлюсь частью этого коллектива.Теперь я часто вижу Семена Кузьмича Баранова, старого слесаря, шутника, ярого безбожника. Он все такой же, какого я знал раньше, - неряшливый, в стеганой жилетке, которую зиму и лето не спускает с плеч, в сапогах, слабо одетых на ноги. Голенища сапог спускаются ниже колен крупными складками, широкие ветхие штаны болтаются на тощих ногах. С утра до вечера, согнувшись у верстака, он работает, и едкая усмешка не покидает его худощавого, остроносого лица. Он рассыпает за работой искры прибауток. Старики его не любят, а молодежь все время вьется возле него, как цыплята возле наседки.Раз он, прищурив один глаз, таинственно подозвал меня. Я подошел.- Смотри, Абрашка Сивенцев на сороковку медяшки утащить хочет.В углу, у верстака, присев на корточки к своему ящику, здоровый седобородый слесарь Сивенцев, опасливо оглядываясь, опускал за голенище обрезки красной меди.- Видишь? Пировать надумал. Вот когда он всю накопленную медяшку пропьет, потом закрутит недели на две. Ты смотри, не приучайся воровать. Эта парша на нашем брате рабочем сидит. Из-за нее и честные рабочие славу воров носят.Действительно. Абрам Сивенцев вскоре запил. Он пришел утром, заколотил свой инструментальный ящик гвоздями и ушел. На работу он явился уже недели через две, опухший, в рваных опорках на ногах. Трясущимися руками он открыл ящик и ожидал мастера, стоя у тисов. Тот подошел, мрачно посмотрел на него, спросил:- Ну, натешился?Абрам, виновато улыбаясь, почтительно снял с головы фуражку и ответил:- Виноват, Харисим Агафоныч. Уж не оставь, ради бога, допусти до работы-то.Мастер сказал ему что-то внушительно, потом дал работу.Меня удивляло равнодушное отношение мастера к такому прогульщику. На моих глазах он прогнал за прогул двух дней косоглазого слесаря Горбунова, по прозвищу «дома соли нет, а ты пируешь». Целую неделю ходил Горбунов за мастером, упрашивал его, чтобы он снова принял на работу.Я спросил Баранова, почему мастер относится к одному так, а к другому иначе. По лицу Баранова пробежала колючая усмешка. Он сказал:- Все, как полагается, Лешка. Вот лето придет, Абрашка сходит к мастеру на покос, покосит, погребет, зарод смечет, и все в порядке. А Васька Горбунов упрямый. Страдовать к мастеришку не идет.Абрам Сивенцев держал себя развязно. Работал он на проверке десятичных весов и знание своего дела держал в секрете. Если кто из нас, подростков, попадал к нему в подручные, он вымогал угощение для себя, обещая посвятить в тайну своей работы. Утром ученик должен был для него вскипятить чайник и заварить чай.Раз я попал работать к нему, но не знал этих правил. Он пришел на работу и не нашел у себя чайника с кипятком. Он грозно подошел ко мне, сунул мне чайник. Я сходил в кипятилку, принес кипятку, поставил ему на верстак.- А чай заварил?- спросил он.- Нет.- Хм, - усмехнулся он, - а что не заварил?- Ты не дал чаю-то, а я где для тебя возьму?- Как отвечаешь мастеру своему, а?.. Ступай, мне тебя не надо, я другого возьму себе ученика... С таким характером ты никогда работать не научишься.Я ушел от него.Старики нас с Женькой не любили за упрямство. Когда они посылали нас за водкой, мы отказывались, не шли. Зато усердно им угождал Петька Кириллов - маленький, плотный, круглый подросток, сын уставщика столярного цеха. Про него старики говорили нам:- Ласковое-то дитя две матки сосет.Но нам не нравился Петька. К нам он относился свысока. Говорить старался басом и считал себя очень сильным. Но мы его выгнали из своего угла, а также Федьку Корюкина, хвастливого парня. По одну сторону от меня работал Женька, по другую,- Никита Васильев, маленький узкоглазый парень. Мне он нравился своим тихим шутливым нравом. Лицо его всегда улыбалось, глазки его плотно щурились, как у кота, когда его гладят или чешут за ухом. И вещи он называл по-своему: «кожаная баклушечка», «железная щепочка». В обеденный перерыв он делал себе замысловатые трости.Однажды он показал мне такую трость. Сделана она была из отшлифованных газовых трубок, в них ввинчена ручка в виде странного молотка. Он отвинтил молоток и вынул из трости небольшой кинжал и узкую коническую рюмку.Я с недоумением рассматривал его замысловатое изделие. А он пояснял, что в трубке можно держать водку.- И рюмка есть. Видишь?- А кинжал для чего?- Кинжалом закуску резать, а в случае чего обороняться.И, став в воинственную позу, Никита обнажил свой небольшой кинжальчик.Несколько раз я видел его, как он, щеголевато одетый: в узких брючках, вытянутых на коленях, в вышитой рубахе, опоясанной широким ремнем с медной бляхой, в суконном, похожем на колесо, картузе, маленький, узкоплечий, немного сутуленький, важно шагал по улице, размахивая своей тростью. Она ярко блестела на солнце.Раз он пришел в цех печальный, избитый. Правый глаз его заплыл тяжелым багровым синяком, а на носу огромной коростой торчала ссадина. Женька заботливо посмотрел на Никиту, спросил:- Где это тебе навтыкали?- На Гальянке, на вечорках был вчера, - рассказывал Никита.- Гальянские ребята тросточку у меня увидали и отняли, а мне два блина дали.В этот же день он отыскал трубки и снова принялся мастерить себе трость. Меня удивляло его упрямство и настойчивость. Несколько раз мастер его заставал за тростью в рабочее время, отбирал ее, но через несколько времени он отыскивал трубки и, опасливо оглядываясь, делал новую трость. В его кропотливой работе я чувствовал скучное однообразие. Форма трости одна и та же: молоток, кинжал, рюмка и пустота в трубке для водки. Мне думалось: для чего он делает такую вещь? Сам он был смирный, ни с кем не дрался и не пил водки.«Дружки»Очаровал меня искусством в своей работе старый слесарь Иван Иванович Петров, маленький тощенький человек. Лицо его было дряблое, со скудной растительностью, с большим пористым, как губка, носом, всегда налитым синеватой кровью. Пьян Петров или трезв, распознать было трудно. Походка торопливая, и сам он юркий, торопливый, с улыбкой на лице. Мне казалось, что эта улыбка пришла однажды к нему и навсегда осталась играть в густой сети глубоких морщинок. Он был искусный мастер-замочник. Никто, кроме него, так быстро и красиво не делал дужку к ключу, и никто так много не знал систем секретных замков, как он.Утром он приходил в цех и ставил в инструментальный ящик шкалик водки. Там у него был медный стаканчик. Делая вид, что роется в ящике, он раскупоривал шкалик, наливал в стаканчик и пил маленькими глотками.Приходил мастер или уставщик Хорьков, хромой молодой техник, и посылал его куда-нибудь исправлять замок. Он спешно одевался, забирал с собой связку ключей, отмычек и уходил.Приходил он всегда веселенький и разговорчивый. Его мясистый нос становился еще более сизым и пористым. Он рассказывал, смеясь, о своей работе, и смех у него был неприятный, хныкающий.- Хны... Ходил замок исправлять к надзирателю Морозову. По пути зашел к Андрюшке Саламатову в пивную, стаканчик выпил... А надзирательша позвала меня в горницу, налила стаканчик: «На-ка, говорит, Иван, выпей!» Опять выпил. Иду обратно. Навстречу - Абрам Киндеич - магазинер, двугривенный мне подает. А я у него позавчера несгораемый шкаф отворял, - ключ он потерял. Опять зашел, стаканчик выпил. Хны...Глаза его учащенно мигали, по лицу блуждала блаженная улыбка. Он принимался за работу и сам про себя что-то говорил и улыбался:- Хны...Раз он принес в цех красивый перстень с печаткой. Весь перстень казался сплетенным из золотой проволоки. Петров взял его за сердцевидную печатку и тряхнул. Перстень рассыпался на шесть колец в цепочку. Самодовольно улыбаясь, он проговорил:- Сложьте.Но сложить эти кольца в перстень никто не смог. В руках же Петрова кольчики удивительно прилегали друг к другу. Перстень у него купил Петька Кириллов за полтинник. Я с завистью посмотрел, как Петька надел перстень на указательный палец и щеголевато отошел от нас. Петров, должно быть, угадал мою зависть. Он подошел ко мне и на ухо сказал:- Тебе что, надо, что ли, такое кольцо?- Надо.- А ты приходи ко мне. Знаешь, где я живу? Сделаю, при тебе же сделаю. Золото есть? Неси, золотое сделаю, а золота нет, медное не хуже золотого сделаю. Зеленеть не будет на пальце и не потускнеет.Жил он на бугре, у самого берега заводского пруда, в небольшом домике на три окошка.Я пришел к нему на другой же день вечером. Дверь в избу была плотно приперта. Я ее дернул за скобу, чтобы отворить, и почувствовал, что дверь изнутри кто-то держит и тянет. Я подумал, что Петров шутит со мной, уперся ногой в косяк и со всей силой дернул. Дверь распахнулась. Иван Иванович вылетел в сени, а из притвора выпали две какие-то пластинки, раскрылись, и оттуда покатилась серебряная монета. Мы молча смотрели друг на друга. Петров испуганно мигал, а потом как-то неестественно захохотал.- Хны... Как ты меня. Сила какая у тебя, а? Молодой.Он поспешно подхватил пластинки, монетку, зажал их в руке и, виновато улыбаясь, бессвязно лепетал:- Ребята двугривенный изогнули. Я его выправлял в медяшках... Ты чего больно торопишься? Некогда мне сегодня. Приходи завтра.Он встал в двери. Я понял, что пришел некстати, и ушел озадаченный и напуганный.На другой день я все-таки пришел к нему. В небольшой кухонке у него стоял маленький верстачок с разбитыми тисками, заваленный множеством мелких напильников и заставленный склянками с какой-то жидкостью. Сидя на табуретке, Петров старательно пилил медный пятак. Я удивленно спросил его, для чего он спиливает орла с монеты. Петров улыбнулся.- Какой ты бестолковый! Метунчик делаю. Ты в деньги играешь в орлянку?- Нет.- Ну, значит, тебе и непонятно. Вот смотри.Он показал мне половинку пятака со спиленной решкой.- Вот я их спаяю и как метну - обязательно падает орел. Не понимаешь, почему так бывает? Ну ладно, посиди - увидишь.Петров спилил медный пятак до половины, ударил молотком по орлу, он вогнулся внутрь. Потом Петров спилил возвышение, выправил так, что орел стал выпуклым, затем нагрел обе половинки монеты на спиртовке, облупил их оловом и спаял.- Вот готово... Смотри.Он положил монету на большой палец и метнул. Пятак со звоном ударился о пол, привскочил и упал вверх орлом.- Видал? - торжественно сказал он. - Орел-то пупком пружинит. Это лучше двухорлового... Я делал и двухорловые, да их как увидят игроки, забросят, а того, кто мечет им, изобьют, а к этому не придерешься. Пятак обыкновенный, а орлистый.- Ты себе, что ли, делаешь? - спросил я.- Хны, нет. Я не играю в деньги, не люблю... Заказывают мне, я много их … Продолжение » |