КОНТАКТЫ

МЕМОРИАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЯ А.П. БОНДИНА

Адрес: НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УЛ. КРАСНОАРМЕЙСКАЯ. 8 НА ТЕРРИТОРИИ ПАРКА им. А.П БОНДИНА


Телефон: 25-44-47

E-mail: boykova.1952@MAIL.RU

ПРИГЛАШАЕМ  ТАГИЛЬЧАН И ГОСТЕЙ ГОРОДА ПОСЕТИТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ НА БЕРЕГУ ТАГИЛЬСКОГО ПРУДА НА ТЕРРИТОРИИ ПАРКА ИМ. А.П. БОНДИНА.

ВСЕ ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ И ЛЕКЦИЙ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 25-44-47. ВЫХОДНЫЕ: ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК

На этой странице идет работа по размещению биобиблиографического каталога тагильских литераторов (1950 гг. - 2010 (2011) г.

БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ   КАТАЛОГ   ТАГИЛЬСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ                                         

                       ВСТУПИТЕЛЬНАЯ   СТАТЬЯ    

Мы слишком беспечно относимся к текущему времени, часто изучая, реконструируя далекое прошлое, и, наоборот, страстно желаем заглянуть в будущее. Что-то мешает нам ценить сегодняшний день, который завтра будет уже прошлым. Все, что было, произошло, окружало – мир человека – оказывается забытым, утраченным. Мы с легкостью забываем, теряем современные события, факты, предметы, вещи, составляющие сегодняшний, современный облик, смысл жизни.

Можно ли научиться,  да и стоит ли,  хранить в памяти,  в записях,  в дневниках, в вещах и предметах, которые «захламляют» наше и без того «малогабаритное» жилище, все, что определяет настоящее и прошлое?  Представляется, что это задача не отдельно взятого человека, а музея. Неважно какого: краеведческого, художественного, литературного и т.д. Важно, чтобы люди понимали, что сохранить вещественный, интеллектуальный, промышленный мир современности – задача музея, собирающего и бережно хранящего все элементы, характеризующие сегодняшний день. Чтобы не нужно было в будущем с надеждой и трепетом отыскивать сохранившиеся предметы, вещи, письменные источники. Для осуществления такой задачи необходимо воспитывать в человеке активное желание помогать музеям, сдавая  «ненужные» в сегодняшней жизни вещи, все, что окружало, казалось необходимым. Не бояться, что «это» будет не нужно музею: отбор проводит время. Время определяет место вещи  в современном мире, время делает ее бесценной характеристикой прошлого. Оно же, время, определяет и место человека, его «ценность», в том числе и в литературном мире будущего.

Данная работа является попыткой сохранить имена, литературные произведения тагильских поэтов и писателей двадцатого – начала двадцать первого века. Актуальность ее очевидна: немногие уральские, в том числе и тагильские авторы попали в центр внимания литературных критиков, средств массовой информации, которые бы достаточно полно задокументировали их присутствие в культуре, литературной жизни Нижнего Тагила. Конечно, можно сказать – провинция (и говорят!), но не хочется мириться с этим словом – приговором. Большинство авторов вне зависимости от степени таланта, культурной и жизненной актуальности остаются безвестными, не имея информации, порой, о выходящих из печати био-библиографических справочниках. Да и публиковались в этих справочниках, как правило, материалы только о членах Союза писателей: их биографии, библиографии. И вновь не хочется соглашаться с таким положением вещей: ведь в любом российском уголке-захолустье мог родиться - жить  суперталантливый автор, произведения которого сразу начинают печатать столичные издательства. Но Распутин, Астафьев, Шолохов – это гении, они в единственном числе. Большая же часть талантливых авторов «воспитывается», развивает свой талант в определенной литературной среде. И эта среда является путеводной нитью, которая ведет литератора к вершинам мастерства, истинного таланта, оттачиваемого, совершенствующегося во времени.

Мы, тагильчане гордились и гордимся своей историей - талантливыми изобретателями прошлых столетий, богатствами недр, заводами-гигантами. Все это составляет славу Тагила. Между тем, славен наш город еще и незатухающей с двадцатых годов прошлого века литературной жизнью. Литературное объединения при редакции газеты «Тагильский рабочий», выросшее из литературного кружка, созданного писателем А.П. Бондиным, завершило свой путь в конце xx столетия. Но литературная  жизнь, среда в нашем городе не канула в небытие. Она не просто существует, а бурно развивается.

Тагильскими литераторами была создана и продолжает свою деятельность литературная студия «Ступени». У истоков нового объединения литературных сил города в студию стояли поэты В.Чугунов,  В.Овсепьян,  Е.Туренко, имеющие за плечами не только опыт литературного творчества, но и  каждый из них – свой богатый жизненный опыт, свою основную  профессию. Тогда, в 1992 году трудно было предсказать, что из этого получится. Встречи, заседания, традиционное обсуждение произведений – все это не могло сделать человека поэтом или писателем. Этому «ремеслу» без своей собственной Божьей искры научиться невозможно. В нашем городе, несмотря на все перипетии современного мира, талантливые литераторы находят поддержку и понимание властей, но что еще отраднее – пусть нечасто, но и меценатов, помогающих в издании произведений. Объединение поэтов и писателей, литературная студия «Ступени» ныне стало домом не только для увлекающихся творчеством тагильчан, к нам едут на занятия из других городов!

Несмелые, робкие, но не представляющие жизни без поэзии или прозы, они входят в литературную жизнь даже не ради успеха или славы, а дабы освободиться от груза своих мыслей и чувств, неравнодушно относясь к современной действительности. Пересиливая чувство страха быть осмеянными, начинающие авторы, впрочем, как и опытные писатели и поэты, хотят видеть свои сочинения в печати. Это для них все равно, что человеку посмотреть на себя в зеркало, иногда просто необходимо. Слова «пишу только для себя» - это лукавство. Если у автора все получается – решение реально поставленных задач - тогда наступает душевное равновесие. Автор обретает некоторую уверенность в своих силах, доверяя читателям свои мысли и чувства.

Так ли это? Кто знает…

Тысячелетия люди стремились проникнуть в тайны писательского, поэтического  творчества, найти ключ к разгадке процесса. Но тайна не раскрыта по сей день.

Читая  книгу, человек воспринимает картину природы, жизни, душевных переживаний, написанную словами. И, думается, художник пишет почти всегда себя, о себе, даже если берет какую-то вечную тему – историческое событие, производственный процесс, быт и т.п. Характер, душа, его жизнь – они все равно будут присутствовать в содержании произведения. А если это произведение поэтическое, то в написанной его картине очень концентрированно все равно будет отражена судьба поэта, которая, особенно в России, всегда остается загадкой, отзвуком чего-то несбыточного.

Откуда они приходят, поэты? Почему пишут рифмами? Труднее писать рифмами или прозой? Ответ дает знаменитый Вини - Пух: однажды Пятачок попросил Вини - Пуха сочинить что-нибудь ко дню рождения ослика Иа - Иа. На что медвежонок ответил: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Поэзия – это не такая вещь, которую ты идешь и находишь. Это такая вещь, которая находит тебя»

Поэзия, проза «нашла» многих наших талантливых земляков, которые оставили заметный след  в истории литературной жизни Нижнего Тагила.

История литературной жизни далеко не всегда совпадает  с историей страны, историей отдельного города. А время бывает очень несправедливо к авторам. На каком-то этапе иногда судьба преподносит подарок признания и популярности. Но по прошествии времени каждый занимает свое место. Иногда получается, что ныне не признанные своими современниками авторы,  в будущем могут стать первыми, а те, что были в зените, уйдут на второй план, или забудутся. Статус писателя, поэта определяет время.

Время и замечательные люди сохранили нам историю существования литературной среды в Нижнем Тагиле на протяжении почти девяноста лет. А вот более ранние имена многих литераторов основательно подзабыты, потому как никто не собирал их творческих архивов, никто не хранил, за исключением писателя А.П. Бондина. Благодаря его дорогой Александре Самуиловне, Шурше, Шуриньке – любимой жене и другу мы имеем то, что имеем. Мемориально-литературный музей писателя А.П. Бондина, который и стал на рубеже веков  домом для наших современников – поэтов и писателей. С чего же все началось?  С желания творить, поделиться своими духовными силами с читателями, которыми стали вначале ХХ века подписчики  только что созданной  ежедневной газеты «Рабочий» (1926 г.»?  

 Еще в 1922 году при клубе железнодорожников, откликаясь на призывы руководящей партии обучаться грамоте и развивать культуру, были созданы кружки, в том числе и литературный. Встречались начинающие авторы нерегулярно, произведения писались очень наивные, мало напоминающие литературное творчество. Судить их строго  невозможно, потому как многие авторы имели в багаже церковно-приходскую школу и мало что понимали в стихосложении, а правильно выражать свои мысли было и вовсе затруднительно.

И, тем не менее, литературный кружок начал работу при газете «Рабочий», а те, кто пробовал свое перо, были своего рода внештатными корреспондентами. В этом тоже была своя логика и необходимость. Профессиональных журналистов в те годы в Тагиле просто не было, материалы же для газеты нужно было собирать по самым разным темам, вот и писали рассказы и фельетоны, информации, как сводки с фронта полуграмотные любители слова.

Развивалось все – газета, корреспонденты – начинающие авторы, литературная среда города.

Душой кружка – «Тагильской ассоциации пролетарских писателей» был, конечно, Алексей Петрович Бондин. Существовал и президиум кружка, т.е. какая-то своего рода демократия имела место быть. Об этом говорят документы тех лет, хранящиеся в музее А.П. Бондина. Протокол собрания литературной группы Нижнего Тагила от 29.07.1934 г. и «Список присутствующих на собрании группы писателей Н.Тагила» от 29.07.1937 г. Более ранних документов не сохранилось. К тридцатым годам тагильские литераторы имели уже значительный опыт творчества. Членами кружка были уже образованные по меркам того времени люди: Н.А.Попова (в будущем известная писательница, автор знаменитой трилогии «Заре навстречу», «Дело чести», «Верность»), Е.Зотов и П.Елпидин – журналисты. Люди самых разных профессий участвовали в выпуске литературных страниц газеты «Рабочий», публиковали свои произведения и в созданном при газете журнале «Рабочий отдых», который распространялся среди подписчиков как приложение к газете более двух лет совершенно бесплатно! Члены литературной группы выходили со своими произведениями и в областные журналы, которые охотно предоставляли печатные страницы для творчества тагильских сочинителей.

Наши начинающие авторы не гнушались совета и тесно были связаны со Свердловской писательской организацией – Уральской Ассоциацией Пролетарских Писателей (УралАПП).

На первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей в 1928 году от Тагильской АПП был делегирован писатель А.П.  Бондин.

В августе 1934 года на Первый Всесоюзный съезд советских писателей – он же, где писатель был принят в созданный на съезде Союз советских писателей. Бондина уже знали не только на Урале, его творчество оценивалось и московскими литературными критиками, о чем говорят письма и статьи, опубликованные в периодических изданиях России 30-х годов.

После смерти писателя, 7 ноября 1939 года, члены литературного кружка не собирались на свои занятия  почти год. Бондина все так любили и ценили, что люди просто были оглушены этой внезапной потерей.

Вскоре началась Великая  Отечественная война.  Большинство начинающих авторов покинули Тагил, уйдя на фронт. Под Ленинградом погиб  Я. Замятин, пал смертью храбрых журналист П. Елпидин, Л. Вилкомир, бывший журналист многотиражной газеты «Уралвагонстрой».  Многие не вернулись в родные края, война изменила судьбы  и  тагильских авторов: кому не позволила развить литературные способности, а кто в экстремальных условиях фронта, боевых действий, наоборот, начал творить с сообщений в боевые листки и фронтовые газеты. 

  С Победой возвращались  фронтовики, начала оживляться и литературная жизнь в Нижнем Тагиле. Уже в 1948 году тагильские литераторы принимали участие в Первом Областном совещании молодых писателей, которым руководил П.П. Бажов.

Замечательный документ о деятельности литературной группы в период  с 1950 по 1954 годы сохранил  для нас Степан Яковлевич Черных. Он назвал его «Дневник литгруппы» (вырезки). Этот документ хочется привести в полном объеме, поскольку колорит литературной жизни того времени, творческой деятельности членов литгруппы сложно пересказать, не нарушив общую картину литературной среды нашего города в это время.

        

В 1955 году литературная группа была переименована в литературное объединение, делами которого управляло выборное бюро, а консультировали начинающих авторов более опытные коллеги – литераторы из Свердловска. В эту первичную литературную организацию входило более двадцати человек постоянного состава. Членами объединения были люди и временно проживающие в городе – студенты, военнослужащие. Профессионально врачи, учителя, рабочие, шахтеры, журналисты не были связаны между собой. Всех их сплотила «одна, но пламенная страсть» к литературному творчеству.

Слева-направо: сидят – Михаил Созинов, Анатолий Попов. Стоят: Нина Ваккер, далее – Ираида Петровна Комова, Василий Овсепьян, Владимир Рубцов, Владимир Чугунов.

На протяжении четырех десятилетий прошедшего двадцатого века литературным объединением при редакции газеты «Тагильский рабочий» руководила феноменальный энтузиаст – организатор в этой области Ираида Петровна Комова (23.02.1916 – 7.04.2006 гг.).

    


И.П. Комова, 26.04.1995 г.

 Во многом благодаря ее энергии в литературном объединении кипела жизнь. Регулярно, раз в месяц литературные страницы газеты знакомили тагильчан с новыми именами и  произведениями талантливых земляков.  Именно городское литобъединение стало инициатором проведения в Нижнем Тагиле фестиваля – смотра творческих сил коллективов «Тагильская весна», который с успехом проходит по сей день. Тагильские авторы  активно принимали участие в «литературных средах» в парке им. Бондина – читали свои произведения посетителям парка. Не менее интересно проходили встречи с авторами и в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях, когда люди настойчиво приглашали и с удовольствием слушали своих известных и пока незнакомых писателей и поэтов. 

О росте творческого мастерства, развивающейся литературной среде пятидесятых годов двадцатого века свидетельствует выпуск в 1957 и 1958 годах газеты «Литературный Тагил», на страницах которой печатались только самые лучшие произведения. Каждый автор работал над словом своего произведения, выверяя малейшие неточности в стиле, изложении, чтобы попасть на страницы своей газеты, представить плоды бессонных ночей на суд читателей. Голос тагильских поэтов Николая Маркина, Михаила Созинова, юмориста Владимира Печенкина, многих других звучал во всех аудиториях, он креп и набирал силу. Закалялась муза поэтов и писателей. Публикации появлялись не только в периодических изданиях – газетах, журналах, альманахах. В пятидесятые - шестидесятые  годы двадцатого столетия тагильские авторы выпускали и книги. Сборник повестей учителя К. Махрова пользовался большим успехом у читателей, а сборник стихов Николая Маркина «Горная родина» стал гордостью тагильских поэтов, потому как был первым авторским сборником стихов члена литобъединения. Эта небольшая книжка стихов была дорога не только самому автору, но и всем собратьям по перу, потому что окрыляла всех, уверяла, что они на правильном пути в своем творчестве, что их мечта о собственной книге тоже сбудется. Второй сборник стихов Николая Маркина, к сожалению, выйдет через много, много лет… после смерти автора. Память о поэте хранится не только в его стихах, но и в сердцах многих тагильчан – читателей, писателей, поэтов, помнят и берегут архивные материалы в музее писателя Бондина. Хлопотное, но достойное и благородное дело по изданию посмертного сборника стихов Н. Маркина  «В зоне огня» осуществил поэт, член Союза писателей России Василий Овсепьян.

В пятидесятых годах посещали занятия литературного объединения при редакции газеты «Тагильский рабочий» учитель Борис Путилов и рабочий НТМК Борис Тян. Обсуждавшиеся  на заседаниях рассказы, очерки начинающих авторов рекомендовались к публикации на страницах  местного издания. Но кто ведает о своей судьбе, своем будущем?  Сделав первые шаги в литературе в родном городе, где на «Пароходной улице» прошло его детство, Б. Путилов прошел большой творческий пути писателя, в 1978 году став членом Союза писателей. Многие  годы жил в Екатеринбурге, никогда не забывая свою «малую родину». В начале девяностых годов прошлого столетия, когда в Нижнем Тагиле зарождалось экологическое движение, он не мог не откликнуться, остаться равнодушным к проблемам родного города, опубликовав в журнале «Урал», № 1, 1990 г. экологическое эссе «Порча». Именно после митингов и публикаций в средствах массовой информации о крайнем неблагополучии экологической обстановки в Нижнем Тагиле началось движение неравнодушных людей за улучшение среды, в которой мы живем. Работа по составлению экологических программ  и воплощению их в жизнь не завершается и поныне. Экология Нижнего Тагила  еще оставляет желать лучшего, но  жители города  видят позитивные изменения   нашей «среды обитания». И это не без воздействия литературного слова.  Это ли не связь литературы с реальной жизнью, когда неудовлетворение действительностью заставляет браться за перо, а вышедшее из-под этого пера произведение заставляет людей двигаться, действовать, принимать меры. И совсем не нужно далеко ходить за примерами, говоря о связи литературы с жизнью!

               В фонде музея А.П. Бондина  немного материалов Б. Путилова. Полная библиография его творчества представлена в сборнике Писатели Среднего Урала. Био-библиографический указатель. Свердловск., Ср.-Ур. кн. изд-во. 1986 г. с.206-210

А потому, думается, нет необходимости в отрывочной библиографии в данной работе. Обойти же молчанием столь яркую личность, писателя, в творчестве которого представлено немало страниц, воспевающих наш город, тагильчан, просто невозможно.

Автор множества рассказов и очерков, опубликованных в тагильских газетах тех лет, Б. Тян в восьмидесятые годы оставил занятия литературным творчеством в силу разных обстоятельств, и, прежде всего из-за непонимания и неодобрения самых близких ему людей. Человек несомненно талантливый, он не пожелал писать кое-как, а настоящая работа над словом требует времени, чего всегда не хватает. Тем не менее, добрая память о нем и публикации в виде газетных вырезок навсегда сохранятся в фонде музея Бондина.

С начала  1960 годов руководителем литературного объединения при редакции газеты «Тагильский рабочий» на долгие годы стала  И.П. Комова.

 Она не была ни поэтом, ни прозаиком. Пробовала силы в драматургии, но литературные опыты не увенчались успехом. Вот организатором, «цементирующим» литературную среду в Нижнем Тагиле до девяностых годов, была отменным. С приближением новых «демократических» времен многих  авторов  такая на их взгляд «заорганизованность», тоталитаризм в руководстве все более  и более угнетал.

В восьмидесятые годы литературное объединение покинул член СП  В. Печенкин, затем – С. Черных и другие.

В 1992 году по инициативе В.А. Чугунова,  В.А. Овсепьяна и Е.В. Туренко при мемориально-литературном музее писателя А.П. Бондина была создана литературная студия «Ступени».  Первые встречи членов будущей студии «Ступени» состоялись на одной из квартир литераторов.

 

 

 

Первое заседание в музее состоялось 27 мая 1992 года.

 

Слева-направо: стоят – Григорий Алексеев, Владимир Чугунов, Василий Овсепьян ..., ..., Евгений Туренко...

Сидят: студентки Нижнетагильского педагогического института.

Члены литературной группы,  тогда еще не имевшей названия, собирались и раньше на квартирах, на ступенях у фонтана «Каменный цветок» Отсюда и название студии, символизирующее и  преодоление ступеней в литературном творчестве, созвучное со ступенями в  «Большую литературу».

 Выступление членов литературной студии «Ступени» на ступенях к фонтану «Каменный цветок» 28.06.1992 г.

 

Многие бывшие члены литобъединения, молодые начинающие авторы тянулись в студию, дабы обрести поддержку, свой круг общения. Согласно принятого на первом заседании положения о работе  студии, не возбранялось одновременно посещать занятия и студии и объединения. Тогда это положение было озаглавлено в протоколе собрания № 2 от 27 мая 1992 г. «Принципы работы студии». Позволю себе полностью привести эти принципы, которые соединили, а позднее разъединили,   таких разных, но таких творчески одаренных людей:

 

ПРИНЦИПЫ  РАБОТЫ  СТУДИИ

(Из протокола заседания № 2 от 27 мая 1992 года) 

« 1. Полная творческая свобода, как в области формы, так и содержания, в манере письма, в мировоззрении, в видах жанра, в поэзии и прозе.

2. Никто никому ничего не навязывает: ни тем, ни идей – это прерогатива автора.

3. Отсутствие каких-либо обязательств, обязанностей и жесткой дисциплины.

4.Уважение к личности, бережное отношение к тому, что каждый делает.

5. Критика – цель которой помочь каждому автору по мере возможностей всем коллективом.

6. Цель творчества – самоотдача, а не обязательные публикации, хотя они, безусловно, будут, но должны быть на том уровне, который выстрадан большой душевной работой.

Главное здесь искренность. Меньше надуманности, разума, больше чувства. Несовершенство формы всегда компенсируется искренностью.

7. Путь реализации – альманах (3 экземпляра) машинописный, выход на стартовую площадку газет «Лотос», «Консилиум», «Тагильский рабочий».

8.Принципы работы по секциям. После периода узнаванья, каждый выбирает себе руководителя. Если кого-то что-то не устраивает, можно перейти в другую секцию.

9.Общие заседания с тематическими выступлениями, сообщениями о новинках «книжной полки», с приглашением представителей творческой интеллигенции, литераторов из других городов, с выходом на межрегиональные связи».

Все последующие годы литературная студия «Ступени» собиралась в музее регулярно, один раз в месяц. Решались текущие организационные и творческие вопросы по публикациям в периодических изданиях, в литературной странице «Тагильского рабочего». Встречи с известными поэтами и писателями никого не оставляли равнодушным. Постоянно шел процесс литературной учебы начинающих авторов. Это выражалось и в кропотливой индивидуальной деятельности с молодежью при подготовке материалов для всеобщего обсуждения и публикаций.

Собирались и в те, девяностые годы, и сейчас в студии не только для того, чтобы пообщаться с единомышленниками, не просто провести время в своей стихии. В процессе творческого и просто человеческого диалога решались чрезвычайно серьезные вопросы: об издании лучших произведений. Публикации подборок произведений в «Тагильском рабочем», «Горном крае» - это было явлением как бы само собой разумеющимся. Для членов студии это был процесс незаметный, но в действительности – титанический труд руководителей «Ступеней». В конечном итоге именно от них зависело: будет опубликовано стихотворение, или пойдет «на доработку». И, между представленным на суд мэтров стихосложения и суд товарищей по перу и готовым произведением – пропасть. Но вот он стих – на газетной полосе! Шедевр!

А труд опытных поэтических наставников – только самоотдача творческих людей, отрывающих свое личное время от сна и отдыха. Обсуждение, правка, поощрение созданного – бесконечно, на протяжении многих лет. Без материального поощрения, только энтузиазм и гордость за изданные книги, альманахи, публикации талантливых молодых авторов.

За пролетевшие так незаметно десятилетия на литературном небосклоне Нижнего Тагила засияло немало звездочек благодаря И.П. Комовой, М.Д. Созинову, В. Овсепьяну, Е. Туренко. Это они оттачивали в «творческой лаборатории» каждое слово, создавая множество вариантов поэтического произведения, и только лучшее представлялось на суд читателей.

   

 

 

 

Рабочее заседание литературной студии "Ступени" в мемориально-литературном музее писателя А.П. Бондина, 1992 г. 

Что двигало и движет этими людьми – наставниками и начинающими авторами?

Нет, конечно, уж не графомания! Творческих людей привлекает жажда общения с единомышленниками, жажда увидеть свое творение со стороны, когда его обсуждают:  хвалят ли, критикуют ли. Многие не выдерживают критики. Тогда перед ними два пути: бросить писать или «пробиваться» на страницы печати самостоятельно. Сегодня  второе очень просто, если у автора есть спонсоры, или он финансово обеспечен. А в прошлом все было значительно сложнее. Но и тогда и сейчас литературная среда помогает накопить творческий опыт, занятия в литературном объединении или студии открывают пути для участия в писательских конференциях, совещаниях, фестивалях. Лучшие произведения начинающих авторов предлагаются в печать, а в прошлые годы  и в столичные издательства. А это было и есть престижно и приятно. Да и читательская аудитория значительно расширялась. К тому же произведения попадали в разряд критикуемых известными литературоведами, критиками, отзыв которых  был особенно весом и авторитетен.

В силу разных обстоятельств многие тагильские литераторы покидали город, но их связи с творческой «малой родиной» не прерываются  по сей день.

В середине 1960 гг. после окончаний  УРГу  (в 1964 г.)  в нашем городе  работал в «Тагильском рабочем» В. Туболев, ныне известный писатель, живет в г. Екатеринбурге, член СП России. Полная библиография автора представлены в био-библиографическом указателе писателей  Среднего Урала, нам нет необходимости повторяться.

Но вот «тагильский период» жизни и творчества В. Туболева следует помнить.


Владимир Туболев, 1955 год.

 

В конце пятидесятых годов он служил штурманом в военной авиации. Указом о сокращении численности Армии был демобилизован. Приобретая гражданскую профессию, окончил факультет журналистики Уральского Государственного университета. В. Туболев оказался очень сильным и талантливым человеком. Несмотря на складывающиеся не в его пользу обстоятельства, он не был выбит из жизненной колеи. Как в китайской поговорке был мудр: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий, она течет; плотина – она остановится; прорвется плотина – она снова потечет;  в четырехугольном сосуде она четырехугольна,  в круглом – кругла. Оттого, что она так устойчива, она нужнее всего и сильнее всего».

В. Туболев совсем недолго жил и работал в нашем городе, но оставил заметный след в его литературной среде. Жить в Тагиле и не заинтересоваться его историей просто невозможно. Интерес к прошлому и привел начинающего прозаика к созданию замечательной повести «Бунт», опубликованной в 1969 году в журнале «Уральский следопыт», а затем в 1972 году и отдельным изданием.  Повесть посвящена одному из самых  трагических событий в истории Нижнего Тагила – восстанию крепостных людей в 1762-1763 гг. В свое время эта тема интересовала А.П. Бондина, он начинал работу над повестью «Братья Салаутины», но смерть помешала писателю завершить труд над этой темой.

В те, шестидесятые годы, В. Туболев был активным участником литературной среды города, дружил со многими членами литературного объединения. В свободное время работал в городском архиве, знакомился с документами давно минувшей эпохи, раскрывающими широкие картины крепостного Урала. На основе документальных исторических  материалов он вывел в повести своих героев – реально существовавших людей – Анисима Крюкова, Семена Салаутина и др. Вместе с ними в п… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz