…пло и уютно в маленькой комнатушке товарища, но казалось, что я отторгнут какой-то жестокой рукой от жизни, хотя бы такой незатейливой, какая у Люханова. А что ожидает меня дальше, я не знаю. Я пока еще не спросил Люханова насчет работы. Словно боялся коснуться этого вопроса, чтобы снова воочию не встретиться со злой действительностью. В раздумье я тихонько стал играть какую-то грустную мелодию на гитаре.
- Как вы славно играете, - неожиданно прозвучал голос Жени.Я оглянулся. Женя стояла в дверях. Лицо ее слегка порозовело, а глаза будто стали еще больше, задумчивее! Я испытывал чувство непонятного смятения, лицо мое вспыхнуло, а она осторожно прошла в комнату и присела на стул.- Вы что сейчас играли?- Не знаю, как называется.- Красиво. У вас как-то гитара звучит иначе... Вы научите меня играть это?Я смущенно кивнул ей головой.- А вас как зовут?- спросила она.Я сказал.- А по отчеству?- Зачем вам мое отчество?- Ну, как же? Как я буду вас звать?- Зовите как угодно, только без отчества.- Не любите?Женя, улыбаясь, подошла ко мне, опустилась на колено и, подняв на меня красивые глаза, проговорила:- Сыграйте эту вещь еще раз.Я заиграл, а она, склонив голову, внимательно стала следить за моими пальцами. Потом, тряхнув головой, закинула непослушные пряди волос назад и, улыбаясь, проговорила:- Как хорошо!Потом быстро вышла, сказав на ходу:- Самовар-то у меня, наверное, убежал.Она торопливо загремела в кухне трубой и вскрикнула:- Аи, батюшки, и на самом деле.Я вышел в кухню. Самовар фыркал, из паровика С глухим свистом вылетал пар.- Не убежал? - спросил я.- Ну, как не убежал, смотрите, что делает?- Стоит. А я думал на самом деле у вас самовар умеет бегать.Женя вопросительно посмотрела на меня и расхохоталась.Мы вместе с ней накрыли стол в большой комнате. Я притащил самовар, а она приказывала:- Несите из кухни тушилку и поднос. Ну, куда вы претесь с самоваром на скатерть? У, какой вы неумеха, Алексей! Нет... Алеша... нет, Ленька.Я чувствовал простое, нежное отношение этой милой девушки ко мне. Словно я ее уже давно знаю, давно знаком с ней. Я спросил:- А почему Люханова вы зовете Евгений Ферапонтович?Она расхохоталась.- А право, и сама не знаю. Пришел он к нам и назвал себя: «Я, говорит, Люханов Евгений Ферапонтович». А я потом ему сказала «А я Евгения Фоминишна». Но все-таки он меня зовет Женей... Вы работать к нам приехали?- Да.- Как будет хорошо! Поступите, мы вам отведем небольшую комнатушку, и вы будете с Евгением Ферапонтовичем жить у нас. Будет весело, весело! Я вам уступлю свою комнатку.Женя рассказала, что отец ее токарь, мать работает дома - шьет. А она учится, хочет стать учительницей.- Я люблю ребятишек. Это такие милые мордочки... Особые люди, по-моему. Я вот вспоминаю, как была маленькой, то мне кажется, что это была не я, а какая-то другая девочка.Потом Женя таинственно сообщила мне:- У нас живет Николай Порфирыч Окулов. Интересный человек! Я познакомлю вас с ним.Пришел Люханов, выкинул на стол палку колбасы и две французских булки.Пили чай. Женя по-хозяйски хлопотала. Ее маленькие руки проворно двигались, разливали чай, переполаскивали посуду, и сама она зарумянилась. Я давно не бывал в такой уютной обстановке и с наслаждением прислушивался к ее бойкому разговору и добродушному пыхтенью самовара.К чаю пришел Окулов.Он долго полоскался, гремя умывальником в кухне. Потом вышел к нам.- Ну-с, как наша молодая хозяюшка справляется с работой?- проговорил он, улыбаясь, и внимательно посмотрел на меня.Женя, улыбнувшись из-за самовара, пояснила:- Как видите. Это приехал товарищ Евгения Ферапонтовича.- Не приехал, а пришел, - поправил Люханов.- Ну, все равно, пришел...- По-моему, не все равно: ехать или идти, - шутливо заметил Окулов, подавая мне руку.Я неловко тряхнул ее, узловатую, тяжелую, как гиря. С приходом Окулова стало веселей, шумней. Это был рослый смугляк, лет за тридцать. Его скуластое лицо с черными сросшимися густыми бровями казалось мрачным. Но добрые карие глаза сияли весело. Я еще не видал политических ссыльных, а только слыхал о них. В моем смутном представлении они были людьми особого склада. Я думал, что ссыльными могут быть только студенты, которые идут против царя, а из рабочих не могут быть. Рабочих-бунтарей порют и отправляют на каторгу. Но сейчас передо мной сидел рабочий, такой же, как я, только много старше меня. Мне хотелось с ним заговорить. Спросить, за что он сослан в эту глушь, но я боялся, думая, что это его обидит. Помешивая ложкой чай в стакане, Окулов спросил:- Ну, как, Евгений, сегодня идешь на вечеринку носы расстреливать?- Нет.- Нет?.. А что мы будем сегодня делать, Женя?- Я не знаю.- Я принес интересную книженцию.- Знаете, Николай Порфирович. Мы сегодня послушаем Леню. Он замечательно играет на гитаре.Люханов удивленно посмотрел на Женю и на меня. Глаза его вдруг затуманились. А Окулов, простодушно улыбаясь, проговорил:- Ага, значит ты уже со всех сторон рассмотрела нового товарища.Женя слегка вспыхнула, я тоже покраснел, а Николай Порфирович все так же спокойно и шутливо спросил:- Наверно, уж и влюбилась?- Ну, что вы, Николай Порфирович?- Ну, что, Женечка? Музыка - ключ к женскому сердцу. - Окулов плутовато взглянул на меня и подмигнул.- Я вам чаю не дам, если вы будете так.- А я сам налью.Люханов вылез из-за стола и ушел к себе в комнату, а через несколько времени он вышел одетый.- Вы куда, Евгений Ферапонтович? - удивленно спросила Женя.- Пошел я. Нужно мне в одно место.В тоне Люханова сквозило недовольство. Не сказав больше ни слова, он шумно вышел.- Что-то вдруг раскапризничался? - грустно проговорила Женя и принялась убирать со стола посуду.- Ревнует, - проговорил Окулов.- Кого?- Тебя.- Странно.- Ничего нет странного. Он человек с темпераментом... Я тоже ревную.Последнее Окулов сказал шутливо.Чем дольше я был возле этого человека, тем больше он мне нравился. С тревожным любопытством я ловил каждое его слово, чувствуя, что в нем живут большие мысли. Я ждал, что вот Николай Порфирович заговорит о себе, о политике, но он, покуривая папироску, внимательно смотрел на меня, говорил о пустяках, шутил. Мне думалось, что он опасается меня, взвешивая каждое мое слово, каждое движение. Я откровенно рассказывал ему о себе и, между прочим, рассказал о том, что выслушал от богомольца-старика на верхотурском тракте. Николай Порфирович поднялся и, медленно шагая взад и вперед по комнате, горько усмехнувшись, проговорил:- Нет, все это бредни неумных людей, которые не видят подлинной жизни нашей и не хотят видеть. Безработица не от того, что много заводов и что много рабочих. Да разве у нас в России уж столько много заводов? Фабрик? Не потому. Народ наш нищий. Ему не на что покупать все то, что производят заводы и фабрики. А у тех, кто владеет этими заводами и фабриками, одна цель - барыши. Крестьянин бежит из деревни в заводы. Ну, как же ему не бежать, когда землишки у него - курице негде разгуляться и ту из-под ног у него выдергивают, вот он и идет в завод, чтобы с голоду не подохнуть.Почти до полуночи мы беседовали. Я с наслаждением слушал ровную речь, и меня радовало, что Николай Порфирович разоткровенничался. Он словно распахнул передо мной широкие двери. С затаенным дыханием его слушала и Женя. Иной раз наши взгляды встречались.Мне хотелось думать, что вот эта и есть та девушка, о которой я мечтал дорогой, и мне было досадно, что я безработный, и, может быть, завтра мне придется расстаться с этим домом. Николай Порфирович подошел ко мне и, дружески хлопнув меня по плечу, проговорил:- Ты еще молоденький мальчик, но смелый... Молодец!.. Смело поступаешь, идешь хотя в глушь, но идешь. Может быть, ты здесь и не найдешь работы, а это возможно. Но ты иди, иди дальше. Чем больше увидишь людей, чем больше тебя будет терзать жизнь, тем шире раскроются твои глаза, тем яснее ты увидишь, что тебя окружает... Это школа суровая, но зато благодарная... Ну, ладно, довольно об этом... Скучно...Он снял со стены гитару и подал ее мне.- А ну-ка, давай-ка проявляй свое искусство. Я послушаю, за что тебя наша Женя полюбила.Я смущенно взял гитару. Мне показалось, что гитара загудела сильней, чем в прошлый раз. А Окулов прошелся по комнате, подошел ко мне и, встав, проговорил:- Ну, давай подыгрывай, - и запел приятным баском:Есть на Волге утес, диким мохом поросОт вершины до самого края.И стоит сотни лет, только мохом одет,Ни нужды, ни печали не зная...Я удачно подобрал аккомпанемент к песне.Если есть на Руси хоть один человек,Кто б с корыстью людскою не знался,И свободу, как мать дорогую, любил,И во имя ее подвизался...Мне вспомнился рабочий Борисов, его рассказы о Степане Разине, которые озарили мое сознание светом исторической правды.Тот пусть смело идет,На утес тот взойдет,Чутким ухом к вершине приляжет.И утес-великан все, что думал Степан,Все тому смельчаку перескажет...Февральское утро смотрело в окно мутноватой зорькой, когда я проснулся на другой день. В комнатах было тихо и сумрачно. Где-то стенные часы отсчитывали время и пробили восемь.Я давно не спал так долго и непробудно. Усталые ноги мои ныли глухой ломотой в суставах. В сладкой полудреме вспомнился вчерашний вечер, Окулов, Люханов и Женя. Почему Люханов вчера ушел? И ушел чем-то недовольный. Окулов, по-видимому, верно определил, что у него вскипела ревность ко мне, когда Женя меня так просто и мило назвала. Но вот Окулов, он заслонил своей фигурой Люханова.Заложив руки назад, Окулов ходит по комнате и спокойным басовитым голосом говорит, словно читает какую-то чудесную книжку.На него смотрит Женя. Она будто считает его шаги. Синие глаза ее мерцают неугасимым огоньком любви. И я чувствую, что эти глаза освещают комнату и освещают меня.Только ее «вы» бросало какую-то грань между ней и мной, через которую перешагнуть я не знал как.Утренний чай мы с Женей пили в кухне одни. Люханов и Окулов были на работе. Она рассказывала, что уснула поздно - зачиталась. Николай Порфирович принес интересную книжку.На ее вопрос, какие книжки я читал, я мог вспомнить только Жюль Верна, «Спартак» Джиованниоли и Некрасова. Я даже не мог вспомнить, кто написал книгу «Слепой музыкант». И чтобы не попасть впросак, я уклончиво сказал, что читал много, но читал так, безалаберно.Провожая меня на завод, Женя мне строго, но шутливо сказала, погрозив пальцем:- Смотрите, во что бы то ни стало поступайте на работу... Ладно?.. Идите... Счастливо...Но я возвратился ни с чем. Женя выслушала меня, плотно сжала губы и молча отошла в угол.- Безобразие, - хрустнув пальцами, сказала она и, отвернувшись к окну, стала смотреть в муть серого дня.Подавленный тоской, я взял гитару и стал играть. Мне было больно чувствовать, что этой девушке мое несчастье причиняет душевную боль, что я непрошенно занес в этот дом печаль. Хотелось скорей убежать отсюда. Но мне хотелось еще раз взглянуть на Николая Порфировича, пожать его руку и поблагодарить за его отзывчивость ко мне.В заводе прогудел гудок на обеденный перерыв. Пришли Люханов и Окулов. Люханов как-то холодно выслушал мое сообщение, промолчал, а Николай Порфи-рович в печальном раздумье сказал:- Я так и думал.Я сказал, что сегодня же пойду в Надеждинский завод.Люханов участливо посмотрел на меня и предложил:- Куда заторопился? Переночуй еще, а завтра утром и пойдешь.Но я решил бесповоротно. Мне просто хотелось быть одному и одному все переживать.После обеда я стал собираться в путь. Женя подошла ко мне и грустно спросила:- Все-таки сегодня?- Да, Женя, нужно, - сказал я и отвернулся, чтобы скрыть свое волнение. В груди было тесно, и к горлу подкатывалось что-то тяжелое.- А по-моему, вас обидел Евгений Ферапонтович.- Чем?- Ну, я ведь вижу, что он еще вчера вечером надулся... Но вы останетесь не у него, а у нас. Я поблагодарил девушку, она, грустная, ушла. Люханов, собираясь на работу, спросил меня:- А деньги у тебя есть, Ленька?- Есть,- сказал я. Но в кармане у меня осталась одна истрепанная рублевка и копеек сорок мелочи.Люханов сообщил мне, что на заводе будто готовят список на рабочих, которых хотят увольнять, и стороной слышал, что и он, Люханов, есть в этих списках.Прощаясь со мной, он почему-то избегал моего взгляда, словно прятал свои глаза.Николай Порфирович позвал меня к себе в комнату и, виновато улыбаясь, подал мне две рублевки.- Возьми, Алеша... Дал бы и больше, но... последние... Ну, ну, не ломайся, не скромничай... Я ведь знаю - тебе в дороге каждая копейка дорога... Я еще заработаю. Ну, прощай, а ты не унывай... - Окулов тряхнул меня за плечи и посмотрел в мои глаза. - Крепче стой на земле... Потому мы и несчастные, что все боимся... Счастливо.Крепко пожав мне руку, он зашагал от меня широкой развалистой походкой.Когда я оделся и хотел снова вздернуть на плечи свою котомку, я не обнаружил ее на том месте, где она лежала. Пошел в кухню спросить Женю и увидел, как Женя торопливо что-то совала в мою котомку и, встряхнув, стала завязывать ее. Она не подозревала, что я стою в дверях и смотрю на нее.Завязав котомку, Женя направилась в мою сторону, но, встретившись со мною, она смущенно остановилась с виноватой улыбкой.- Я положила вам на дорогу поесть.Мне хотелось схватить Женю и поцеловать ее, как родную, любимую сестренку, а Женя, подавая мне котомку, проговорила.- Может быть, в Надеждинске устроитесь, черкните. Ладно?.. Быть может, мы еще встретимся... А вот это записка к моей тете. Придете в Надеждинск и прямо к ней. Она вас примет... Ну, прощайте... Счастливого пути.Женя схватила мою руку, сжала ее и долгим взглядом немигающих глаз посмотрела мне в лицо.Взволнованный, я вышел. Женя проводила меня за ворота. Кутаясь в шаль, она смотрела мне вслед. Я снял шапку, махнул ей, Женя мне помахала рукой. Сдерживаясь, чтобы не заплакать, я завернул в проулок.БуранИз заводского селения шла пустынная, прямая дорога, проходящая через обширное болото среди карликового сосняка.Разыгрывалась холодная метелица. Она бойкими вихорьками спускалась на дорогу и крутила снежную пыль.Мне сказали, что по этой дороге в двенадцати верстах есть деревня Ванюшино и что до нее дорога одна и прямая. Но я давно уже миновал болото, перевалил несколько отлогих холмов, прошел уже битых часов пять, но все еще не встретил признаков близкого селения.День уже мрачнел, дорога неожиданно разветвилась. Она разбежалась по трем направлениям, одинаково накатанная. Я в нерешительности остановился. Ветер крепчал. Он уже не шалил с придорожным кустарником, а злобно трепал его голые ветки, наметая белыми языками снег поперек дороги. Отдаленные горы, казалось, были завешаны кисеей. Дорога заметно стала суживаться. Она вилась меж мачтовых сосен по склону отлогой горы. Потом спустилась в ложбину и, поднявшись на нее, ушла в широкую порубь. Идти дальше было некуда. Дорога в порубь уходила чуть заметной тропинкой. Я понял, что попал, в лесосеку, откуда, очевидно, не так давно увезли последние дрова.Я воротился до ростани и пошел по правой дороге, но она стала заворачивать куда-то обратно к Сосьвинскому заводу. Снова я воротился и решительно пошел по левой дороге, думая, что куда-нибудь она да приведет.Гудение вьюги в лесу стало слышней. Возвращаться обратно было бесполезно, кроме того, чувствовалась усталость в ногах, хотелось присесть и отдохнуть. Но мысль эта меня пугала. Я знал, что если сяду сейчас, то усну и больше не проснусь. Поправив за плечами котомку, я пошел ускоренным шагом.Вьюга словно выгоняла из темных углов ночной мрак и окутывала им лес, дорогу. Мне уже не видно было впереди, куда идет, заворачивается дорога, я только чувствовал под ногами плотный, накатанный снег на дороге и брел среди прямых колонн мачтовых сосен, уходящих вершинами своими в бездну неба, где черный, косматый ветер стремительно летел куда-то и гудел. В лесу было несколько тише. Здесь вскипали на снежном покрове холодные вихорьки и сверлили тело ледяным дыханием в каждой прорехе моей одежды, бросая в лицо колючую снежную пыль. В теле чувствовался озноб, и ноги стыли, казалось, они примерзли подошвами к буркам. Хотелось отыскать какое-то логово, развести огонь и обогреть окоченевшие руки и ноги.Я попробовал было шагнуть в сторону от дороги, но провалился по пояс в снег и удобно присел, как в мягкое кресло. Вставать не хотелось. Чуточку бы отдохнуть и перевести дыхание! Сунув руки в рукава, я прижал озябшие пальцы к телу. Сам присутулился, втянул голову в воротник и стал дышать внутрь шубенки. Тепло! Вот одну бы минуточку вздремнуть! Веки тяжело смыкаются, и как сквозь сон мне слышится отдаленный вой бурана. Временами он подлетает ко мне и, шаркнув снежным языком, с дикой песней уносится дальше. Где-то рядом поскрипывает дерево, поодаль ему отзывается другое, похоже, что в тайге блеет заблудившаяся коза. Мне не видно неба, но кажется, что оно разрывается на клочья, а земля летит с головокружительной быстротой куда-то в бездонную черную пропасть.И вот мне чудится, что на меня смотрит Окулов. Он положил свои руки мне на плечи, от его рук стало тепло. Смуглое лицо его исчезает, как дым, я вижу только одни глаза его, большие, спокойные, а за ним, как в овальной рамке, Женя. Она смотрит на меня заплаканными грустными глазами. Где-то хохочет Люханов и монотонно поет богомолец знакомые мне божественные псалмы. Я будто иду с ним рядом и тоже пою, иду, спускаюсь по круче, но вдруг спотыкаюсь и стремительно лечу вниз.Я открыл глаза. Буран попрежнему ревел. Сквозь его бешеный вой откуда-то издали донесся человеческий голос:- Полканко! Полканко!Этот крик пролетел надо мной и, смятый ураганом, упал в чашобу леса.Я насторожился. Подумал, что просто это мне почудилось. Но крик повторился, а вслед за ним ко мне донесся стук топора и разливчатый лай собаки.Я сделал отчаянное усилие, чтобы подняться. В голове мелькнула страшная мысль - «я погибаю».Поднялся. Ноги мои подкосились, и я снова грузно опустился в снег. Во что бы то ни стало мне хотелось выбраться на дорогу. Снова сделал усилие встать и, пошатываясь, шагнул вправо. Но увяз снова в снегу. Шагнул влево. Нащупал ногой твердый накатанный снег - дорогу, покрытую слоем наметенного вьюгой снега. Вылез на нее, и, как на ходулях, зашагал по ней.Но где кричали? Где лаяла собака? Я прислонился к дереву и прислушался. Зубы мои стучали. Тело лихорадочно вздрагивало, ноги были точно отломлены по щиколотки, а пальцы рук потеряли всякую осязательность. Ветер рванул и с шумом улетел во мглу леса. На секунду стих. До меня ясно опять долетели удары топора. На этот раз они были звонкие, отчетливые.Я бросился вперед, шагнул несколько шагов, ноги мои словно кто подломил, я осел, ухватившись за молодую сосну, и закричал.Недалеко от меня залаяла собака. Я крикнул во весь голос:- Полканко! Полканко!* * *Я сидел на нарах, раздетый, в душной землянке куренщика. В углу жарко топилась железная печка. Глухо гудел огонь в трубе, а на улице подвывал буран: он свирепо дергал щелистую дверь, будто рвался в землянку, чтобы снова схватить меня ледяными косматыми руками и бросить в тайгу, в снег, а потом в бешеной пляске носиться надо мной, посвистывать и петь свои песни смерти.Руки и ноги мои были словно обожжены, в суставах все еще была глухая ломота, особенно мучительная, когда мои окоченелые конечности стали отогреваться.Возле меня на низком чурбаке сидел куренщик и сосредоточенно смотрел в огонь печки, посасывая короткую трубку. Он, должно быть, в третий или четвертый раз рассказывал мне историю, как притащил меня сюда:- Полканко вдруг, это, забеспокоился, уши свои навострил, заурчал, да ка-эк бросится. Лапой двери отворил и марш из избушки. Залаял... Сторожкий пес... Я думаю: кого носит в такую непогодь по лесу?.. Зверь и тот хоронится в этакий буран куда-нибудь к себе в логово. А вот на-ка тебе, учуял, что кто-то на дороге есть. Я вышел, покричал, покричал его, да думаю: так, мол, это он. А он нет... Отбежал и опять затявкал. А я все-таки, дай-ка постучу топором, ежели, мол, человек, так услышит, а зверь отбежит - услышит, что человек близко, побоится. Потом слышу, Полкашка не на зверя лает... На зверя у него особый голос. На человека лает... Значит, человека близко зачуял, не зря беспокоится... Давай обухом по полену колотить. Потом, слышу, ты заорал... Шибко познобил ноги-то?.. Насилу я их оттер, как деревяшки были, разувал, так примерзли они к обуткам-то. А пальцы, как баклушки, брякали. Здорово! Больно у тебя уж на ногах-то легко, не по-зимнему... Ну, ничего... Хуже могло быть, если бы не Полкашко.Темное лицо куренщика сплошь обросло густой шерстью бороды; голова утонула глубоко в шапку с большими ушами, лицо походило скорей на морду зверя.Рядом со мной сидел на нарах Полкан - большой, серый, востроухий пес. Ему, должно быть, жарко было: разинув широко пасть, он высунул длинный красный язык набок и учащенно дышал, добродушно посматривая то на меня, то на хозяина. Я скормил ему добрую половину своих сухарей, и он вполне освоился со мной. Я благодарно гладил его по голове, чесал за ушами, а он, как должное, принимал мои ласки.Подбросив в печку дров, куренщик полез в темный угол на нары и, устраиваясь на овчинном тулупе, проговорил;- Давай ложись, спи со Христом. Утро вечера мудренее.Я растянулся на нарах. Пахло гнилым сеном, портянками и едким дымом махорки. Но я был счастлив: было тепло. Полкан спрыгнул, залез под нары, повозился там, глубоко вздохнул и смолк.На улице шумно вздыхала и плакала вьюга, злобно дергала дверь избушки и, ухнув, уносилась куда-то в неизвестность - в глушь шумящей тайги.На другой день под вечер за гривенник меня подвезли углевозчики до деревни Ванюшиной. Отдохнув там, я благополучно дошел до Надеждинского завода. Потолкавшись безрезультатно в конторе и возле завода, я ушел. К тетке Жени не зашел; а тут же трактовой дорогой отправился обратно до Верхотурья, а потом уже знакомым трактом дошел до железнодорожной станции и с первым попавшимся пассажирским поездом уехал «зайцем» дальше.ИзобретательЯ еду в вагоне, лежа под скамейкой, и прислушиваюсь к близкому мне - под самым полом - постукиванию колес на стыках рельсов. Иной раз этот стук и толчки у меня вызывают глухую боль в голове. Мне видны только ноги. Они двигаются, шаркают по полу. Где-то играют на гармонике, и возле меня, покачиваясь на носке, отбивает в такт музыке серый разношенный валенок. В мое «купе» временами заглядывают рожи, двусмысленно улыбаются и говорят:- Зайчик.В конце концов меня стало раздражать внимание пассажиров. «Выдадут», - тревожно думал я.А одна старушка торопливо придвинула к себе туго набитый чем-то мешок и облапила его ногами.- Что, бабушка, боишься? - слышу я чей-то грубоватый голос.- А бог его знает, кто там, може, жулик, а може, честный человек - несчастный. А все-таки береженого-то бог бережет... Не заметишь, как сопрет котомку-то. Последние ремки утащат.Под головой у меня вместо подушки котомка. Мне удобно, только временами тревожат голоса:- Господа, предъявите ваши билеты.Я подбираю ноги, подвигаюсь вглубь под лавку и, замирая, сжимаюсь в комок. Контроль благополучно проходит, и я снова устраиваюсь поудобней.Мое положение меня начинает забавлять. Мне хочется даже хохотать. Вспоминается песенка, которую мы когда-то пели, сидя с Женькой Люхановым в паровом котле, отбивая накипь:Вы скажите,Ради бога...Да где железнаяДорога?Но вдруг за ногу меня кто-то потянул и строго крикнул:- Эй, кто там? Вылезай-ка! Я поджал ноги под себя.- Вылезай, говорят тебе.Неуклюже протискиваясь меж ножек скамейки, я вылез и встал, измятый, запыленный.Передо мной стоял главный кондуктор в черном суконном кафтанчике, обшитом серебряным тусклым позументом, сухонький, серенький старичок. Он сердито вскинул тонкие серые брови и спросил:- Куда едешь?Я не знал, куда еду, и стал перед ним в замешательстве.- Я тебя спрашиваю, куда едешь, билет есть?- В завод.- В какой завод? Билет, говорю, есть у тебя?- Нету.- Нету?! Иди...Главный взял меня за рукав и ткнул сухоньким кулачком в спину. Я хотел выйти в тамбур вагона, но путь мне загородил рослый, здоровенный проводник.- Стой, куда поперся?.. Успеешь, уйдешь. Главный, позвякивая компостером в тощеньких с синими жилами руках, хозяйски осматривал пассажиров и повелительно кричал:- Господа, предъявите ваши билеты. Эй, ты, милейший, проснись! Ваш билет?Проводник ползал на коленках и осматривал под лавками вагона.Меня увели в маленькое служебное отделение.- Где садился?- строго спросил меня главный. Я сказал.- Деньги у тебя есть?Было понятно, что ему нужна взятка.- А сколько нужно? - спросил я.- Полтинник, - сказал главный, почесав сизый кончик носа.Мне не хотелось давать взятку этому неприятному человеку. От него пахло водкой и чесноком. Да и в кармане у меня было всего несколько медных пятаков. Я сказал, что денег у меня нету.- Высади! На этой же станции высади, - приказал он проводнику и вышел.- А ты не рыпайся,- мрачно сказал проводник, - хуже будет, к дополнительному представим.- Нету у меня денег.- Врешь, шпана...Когда поезд остановился, проводник вывел меня в тамбур, схватил за шиворот и «высадил». Чернобородый, с виду добродушный жандарм тихо, спокойно допросил меня в тесной комнатушке, затем встал, взял меня за воротник, встряхнул, пинком открыл дверь и вышвырнул на перрон. Следом за мной вылетела моя котомка. Я подобрал ее и побрел со станции.Мне сказал стрелочник, что верстах в двенадцати есть завод. Обрадованный, я зашагал по широкой столбовой дороге.Впереди раскинулось заводское селение. Дорога серой холстиной ушла в него и затерялась среди маленьких домиков.Вдали дымил завод, придвинутый к небольшой спруженной реке. Мне знакомы глухие вздохи кауперов домны и шепот железа листопрокатки. Кажется, что эти звуки только и нарушают тишину селения. Впрочем, где-то играет гармоника, и под ее надсадный рев басом горланит пьяный:Эй, живо, живо!Подай бутылку пива.Подайте поскорей,Чтоб было веселей.Я уже отвык думать, что вот я приеду на завод и мне скажут: работа есть. И на этот раз я подходил к заводу, затаив в душе сомнение.Широкие ворота настежь раскрыты. Над ними красуется вывеска с большими медалями. Наверху вывески торчит черный двуглавый орел. Точно стервятник, распластав крылья, преграждает он мне путь на завод и, держа в одной руке шар - державу, в другой палку - скипетр, нацеливается в меня.Из узких дверей проходной вышел рабочий, высокий, костлявый, в замасленной блузе, без пояса, в рваных штиблетах. Подкопченное заводской пылью лицо его было мрачно и возбужденно. Он схватил с… Продолжение » |